Моя первая работа в США. Маркетолог в Сан-Франциско

Новый гость моего блога Ольга. Мы познакомились в наше первое лето в Калифорнии, а сегодня Ольга делится своей историей о том, как она искала первую и вторую работу в Сан-Франциско. На повестке дня сфера маркетинга.



Оля, как давно ты переехала в США и почему выбор пал именно на эту страну?
В аэропорту Сан-Франциско мы приземлились с мужем аккурат в День Независимости в 2013 году. О переезде распорядилась судьба, и счастливый билет мы вытянули благодаря лотерее грин-кард.

Когда ты начала искать работу в новой стране?
Работу я начала искать еще в Кишиневе. О том, как и где ее искать, я толком ничего не знала. Кто-то подсказал смотреть вакансии на сайтах indeed и linkedin, там и зависала. Подавала резюме в десятки мест, старалась подточить cover letter для каждой компании в отдельности. Вела детальный список того, кому, когда и по поводу чего писала. Отвечали вяло. Но отвечали! Статистика была 1 к 10.

Поступило несколько предложений об интервью. Я поясняла, что еще не нахожусь в стране, но что готова пообщаться по телефону с учетом часовых поясов. Что ж… пришлось пару раз “ходить” на интервью в 11 вечера. Судя по всему, если резюме кажется любопытным, американские работодатели не чураются провести короткое скрининговое телефонное интервью или даже пригласить сразу на личное. Так, еще до приезда в Штаты у меня уже была договоренность о двух личных встречах в ближашие дни после прилета. Кстати, это оказалось очень хорошей практикой и задало темп моим поискам на месте.

Обращалась ли к кому-то за помощью для поправки резюме? Был ли у тебя опыт общения с рекрутёрами?
Подточить резюме под американский лад мне помог наш друг с многолетним опытом работы и наема сотрудников в Силиконовой Долине. Успев за эти несколько лет не раз переписать свое резюме, я думаю, у меня самой уже неплохо набита рука. Что касается рекруторов, то с ними я фактически не работала, а тот опыт, который все же был, оказался очень размытым и непонятным для меня. Для кого-то это наверняка работает.




Какой профессиональный опыт ты привезла из Кишинёва?
На своей родине, в Кишиневе, я закончила факультет журналистики, работала в экономическом журнале. Писала о менеджементе и маркетинге, делала обзоры рынков. Позже увлеклась маркетингом, получила master’s degree в этой области и успела поработать по специальности. Словом, мой опыт был довольно разным, но вполне целостным. Мне нравилось то, чем я занималась, я гордилась дипломами и опытом работы, поэтому и здесь я хотела развиваться в этом направлении и возможность переучиваться на кого-либо не рассматривала.

С какими сложностями тебе пришлось столкнуться на первых порах?
Как и многим новоприбывшим, сложнее довались телефонные интервью. К тому же хорошо помню момент, когда осознала, что очень плохо знаю маркетинговую лексику на английском и с трудом могу привести примеры своих работ и проектов. В общем, несмотря на то, что по приезду английский я уже знала неплохо, уверенно я себя почувствовала не сразу. Это при том, что я закончила школу с английским уклоном и активно “подгоняла” свой язык перед отъездом.

Какие вакансии ты для себя рассматривала и были ли у тебя какие-то требования к будущей работе?
Единственное требование, которое у меня было, это чтобы работа была по специальности или близкой к ней. Думаю, я неплохо тем усложнила себе задачу :) Для себя я решила, что моя первая американская работа может быть в любой области маркетинга (кроме продаж, которые совсем не мое), контент-менеджмента, social media и community менеджмента. Я готова была начать с позиции интерна (что и случилось позже), работать на полставки.

Так что работать по специальности - был мой принцип, от которого я не отступила. Я знаю, что можно идти другим путем и начинать с любой приемлемой для вас работы, чтобы понемногу вливаться в культурную среду, подтягивать язык, заводить новых знакомых, зарабатывать какие-нибудь деньги, в конце концов. Но я серьезно переживала о том, что ступив на другой, чужой по сути для меня путь, мне будет сложно вернуться к моим изначальным целям и продолжить свои поиски. Ведь пока мы нарабатываем опыт в какой-либо области, он нас к себе привязывает.

Другими словами, может быть сложно бросить новое дело, к которому привык, в котором наработал опыт, которое уже вроде и нравится… А я не хотела, чтобы этот пусть увел меня в другую сторону. К счастью, муж меня поддерживал, и у нас была возможность дать мне время на поиски.




Сколько в итоге времени ушло на поиск первой работы?
По факту на свою первую работу я вышла спустя 11 месяцев после приезда в Штаты. Искала активно, но периодами. До моей первой штатной работы были небольшие подработки в агентстве по организации ивентов и два предложения, от которых я отказалась, потому что это было совсем не то, чего я хотела. В итоге я оказалась в небольшом стартапе в Сан-Франциско. У нас было приложение, и я была его большим фанатом. Начала с позиции интерна и работала part-time. Занималась продвижением в социальных сетях и community менеджментом. Позже мне добавили часов и некоторые редакторские задания по контент-менеджменту. Мне приходилось много читать и писать, что бесловно многому меня учило.

Со временем ты сменила место работы. Долго искала новую компанию?
Новость о том, что стартап, в котором я успела проработать чуть меньше года, закрывается и распускает свой коллектив, стала для меня неожиданностью. Интересно, что проработав чуть меньше года в стартапе, мне захотелось попробовать себя в более крупной, иерархичной, корпоративной структуре, что во многом представляет собой антипод стартапа.

Я успела подать свое резюме всего в несколько компаний и в двух перешла к этапу личного интервью, после телефонного. На нем и сконцентрировалась. О вакансии в одной из них я узнала случайно, через моего мужа, который там работает. С ним связалась его коллега и наша приятельница и спросила, интересует ли меня работа в отделе маркетинга. Удивительно, конечно, что это произошло в самые первые дни моих поисков. В итоге я прошла все этапы интервью и теперь работаю с мужем в одной компании :)

Какие этапы интервью у тебя были?
Вначале у меня было 40-минутное телефонное интервью с моим потенциальным менеджером. Спустя неделю меня пригласили на личное собеседование в офис, где я встретилась с четырьмя представителями моей будущей команды. С каждым состоялся 45-минутный разговор, в процессе которого меня спрашивали о моем опыте и фактически о всех предыдущих местах моей работы.

Было довольно много ситуационных вопросов, типа "Как бы вы поступили в случае, если..." или "Приведите пример ситуации, когда вы...". После поступила просьба выслать примеры своих работ и ещё несколько звонков из HR отдела с уточняющими вопросами. Весь процесс - от первого интервью до получения оффера - занял ровно месяц. Столько же времени ушло на улаживание формальностей: проверку моего бэкгрунда и всех документов, сдачу теста на наркотики (обычная процедура в банковской и финансовой сферах), и т.д.




В какой должности ты сейчас работаешь и какие твои обязанности?
Моя должность называется Marketing Associate и я работаю в Moody’s Analytics, дочерней компании Moody’s, которая дает кредитные рейтинги странам, банкам и другим компаниям. Простыми словами, Moody’s Analytics - это fin-tech компания, которая создает и продает программное обеспечение для оценки кредитных и других рисков.

Я работаю в сан-францисском офисе, в области influence marketing, который занимается вопросами brand awareness (уж простите мой английский, сложно достойно перевести эти понятия). Моя работа охватывает все линии бизнеса компании и все продукты, поэтому работа разнообразная, в партнерстве с множеством других подразделений, и предполагает довольно хорошее знание как самих продуктов, так и структуры компаний и команд.

Какие выводы ты сделала для себя по итогу поисков?
В такой специальности, как маркетинг и приближенных к нему, язык - наше все. К сожалению, нам, иммигрантам, в этой области очень сложно конкурировать с местными (но, как оказывается, возможно). Ты можешь быть крутым и опытным специалистом, но если ты не умеешь объяснить и отстоять свои идеи, а также быстро схватить чужие, не всем хватит терпения разлядеть твой профессионализм.

В этом смысле, я чуточку завидовала программистам и другим специалистам, причастным к IT, так как даже если они и сталкиваются с трудностями в плане английского, у них всегда есть еще один язык для коммуникации - язык программирования. Не всегда, но на начальном этапе уж точно, его может быть достаточно.

В моем же случае, обширный словарный запас, включая деловую и профессиональную лексику, важны невероятно. Моя нынешнаяя работа в отделе маркетинга завязана на коммуникации и связях. Это и активная переписка, и постоянные совещания внутри команды и с коллегами из других подразделений, и конференц-звонки с людьми из американских и заграничных офисов компании, а также с теми, кто вне ее. Повезло, что в моей команде все native speakers, так что практики хоть отбавляй.

Интересно, что чем лучше становится мой английский с опытом, тем яснее это помогает мне понять, сколько еще нужно работать в этом направлении. Ведь в бизнес-коммуникации важно не только то, что ты говоришь, но и как ты говоришь. А чтобы выразиться с тем или иным смыслом/подтекстом/намеком, что оказывается частенько необходимо, нужно очень хорошо чувствовать язык.




Дай, пожалуйста, парочку советов тем, кто ищет работу в сфере маркетинга.
1. Развивайте свой язык и коммуникативные навыки. Достаточно не будет никогда.
2. Карьерный рост в этой области может идти медленнее, чем у знакомых в том же секторе IT. Это не очень вдохновляет. Но если маркетинг - это то, чем вы хотите заниматься, не останавливайтесь. Дорогу осилит идущий.
3. Конкурировать с теми, у кого английский родной и хороший местный опыт, сложно. Но возможно! У меня в свое время перед глазами были примеры, и это очень вдохновляло. Главное - готовность учиться. Не сравнивайте себя с другими, сравнивайте себя с собой вчерашним. Строить карьеру на не родном языке круто, и я считаю, мы должны этим гордиться :)


Остались вопросы?
Задавайте!


Так и не поняла, чем Ольга занимается. Какие-то страшные слова и скучность сферы деятельности компании... Лично для меня.

продвигает знания о компании в нужные массы в нужном свете
скучно, зато платят хорошо и права соблюдают :)

Убиться же можно работая в скукоте... да хоть какая ЗП. все равно скучно, целыми днями в офисе отпуска редкие. Это не жизнь, это ад!

вы просто не видели тех зарплат и бенефитов :)
с отпусками еще проще - много лонг викендов и есть деньги, чтобы отдохнуть как следует

зависимость как правило прямая: чем скучнее работа, тем больше платят

Это же вам скучно, а не тем, кто там работает.
На самом деле маркетинг часто - это сплошное творчество. Что уж скукой не назовешь.
Ну так потому в этой компании работает Ольга, а не ты :)
Отличное интервью, Майя и Оля! Хотя я и знаю Олину историю, почитать было интересно ☺️ И фотографии, конечно, потрясные👌🏻
Еще бы не гордиться! У меня вызывают восхищение люди, работающие в "сложных разговорных сферах" на неродном языке.

причем с этой сферой справляются далеко не все у кого язык родной

Майя, спасибо за интервью.
А у Ольги есть только инстаграмм или свой блог тоже?
я так понимаю, у Ольги журналистское образование. А в чем суть работы маркетолога? Он пишет красивые продающие (рекламные) тексты? Или делает еще аналитику рынка? Обязательно ли маркетинговое образование или журналистики достаточно? Может ли потенциально человек с филологическим образование претендовать на такую должность? И еще вопрос. Ольга рассказывает о том, что ее друг помог ей составить "правильное" американское резюме. А можно секретами поделиться? или пример такого резюме? На что нужно обращать внимание?